Памятка педагогу дополнительного образования

В помощь педагогу дополнительного образования

Примерные темы, рекомендуемые для самообразования педагогам дополнительного образования на основе общей методической темы учреждения.

1. Формирование коммуникативных компетенций у подростков на занятиях детского объединения « ».
2. Компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса по программе «……».
3. Формирование общекультурных компетенций в процессе организации и проведения массовых (воспитательных) мероприятий.
4. Ценностно-смысловые компетенции — основа индивидуальной образовательной траектории воспитанников.
5. Формирование учебно- познавательных компетенций на занятиях группы раннего развития «….».
6. Система работы педагога дополнительного образования ……….. по изучению (внедрению) компетентностного подхода.
7. Роль учебной мастерской в формировании социально-трудовых компетенций на занятиях объединения …
8. Формирование компетенций личностного самосовершенствования как основа учебно-воспитательного процесса по программе…
9. Возможности дополнительного образования в реализации компетентностного подхода на занятиях детского объединения …
10. Реализация компетентностного подхода на занятиях детского объединения …
11. Актуальность формирования информационных компетенций на занятиях детского объединения…
12. Организация самостоятельной деятельности воспитанников на занятиях как один из приемов формирования … компетенций.
13. Роль воспитательных мероприятий в формировании коммуникативных компетенций у подростков на занятиях детского объединения …
14. Формирование информационных компетенций как условие достижения новых образовательных стандартов.
15. Роль и значение курса (образовательной программы) …. в формировании … компетенций.
16. Пути интенсификации учебного процесса через внедрение компетентностного подхода.
17. Особенности компетентностного подхода в организации учебно- воспитательного процесса по образовательной программе …
18. Формирование … компетенций как путь личностного роста ученика.
19. Формы и методы проведения занятий, способствующие формированию … компетенций.
20. Взаимодействие педагога и воспитанника в процессе формирования … компетенций.
21. Развитие личности воспитанника через формирование … компетенций.
Памятка педагогу дополнительного образования

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

 

Наиболее устоявшимися, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структуры тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1 этап – организация;
2 этап — теоретическая часть;
3 этап – практическая часть;
4 этап – окончание занятия.
^Организация занятия
Первые 10-15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- сбор детей;
- подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
- подготовку рабочих мест учащихся.
Педагог приветствует всех детей и по возможности каждого из них, интересуется их делами в школе и дома. Затем создаётся в группе рабочая обстановка, дети настраиваются на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
^Теоретическая часть занятия
Включает следующие элементы:
- изложение исторических данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
- правила техники безопасности.
Теоретическая часть не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:
- использовать наглядный и раздаточный материал;
- использовать технические средства обучения;
- привлечь к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников (начиная со второго года обучения);
- использовать игровые методы обучения.
^Практическая часть занятия
Практическую часть следует разделить на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.
Затем педагог вместе с детьми готовит материалы, инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее идёт практическая работа, дети выполняют задания, педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период учебного процесса;
- тему учебного года;
- уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность её внешней отделки (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

^Окончание занятия (последние 15-20 минут)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- объяснение домашнего задания;
- организацию дежурства (при необходимости).
- педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
-для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды)работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приёмами.
Данная структура является примерной. Возможны варианты организации учебных занятий:
- последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
- выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

 

Памятка педагогу дополнительного образования

 

Характеристика отдельных групп методов обучения :
Объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность педагога, состоящую в том, что педагог сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а обучающийся воспринимает, осмысливает и запоминает ее. При необходимости воспроизводит полученные знания;
Репродуктивные методыспособствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение воспитанника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда педагог сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли педагога, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;
• частично-поисковые или эвристические методы, использующиеся для подготовки воспитанников к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
• исследовательские методы — способы организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития обучающихся при обучении;
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• словесные, наглядные, практические;
• — аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
• — репродуктивные, проблемно-поисковые;
• — методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивации:
 методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
 методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
 устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
 письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
 методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).
Методы самостоятельной познавательной деятельности воспитанников:
• классификации самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоение обучающимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);
• определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.д.);
• различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
• деление самостоятельных работ по способу организации групповая, индивидуальная).
Методы программного обучения(— особый вид самостоятельной работы обучающихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которого является с точки зрения задач умственного развития обучающихся — жестокое управление деятельностью воспитанника. Программа при этом является дидактическим средством.
Многообразие методов:
Словесные методы:
• объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ — это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстрированный, информационный);
• работа с непонятным словом (книгой) — это метод, позволяющий обучающемуся под опосредованным руководством педагога самостоятельно организовать процесс познания;
• изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода обучающимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а воспитанники должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
• повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание — вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
• рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих обучающихся к выводам;
• проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой обучающихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных педагогом;
беседа — форма овладения обучающимся информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНЫХ ГРУПП

 Словесные методы общения.
 Работа с учебником и книгой.
 Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.
 Метод наблюдения.
 Исследовательские методы.
 Метод проблемного обучения.
 Методы программированного обучения.
 Проектно-конструкторские методы.
 Метод игры.
 Наглядный метод обучения.
На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и вы¬бор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог в процессе обучения педагог, может решать следующие задачи:
• развитие познавательных интересов учащихся;
• развитие интеллектуальных способностей;
• обучение самообразованию;
• овладение методами и приемами самодеятельной работы;
• обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;
• развитие изобретательских и конструкторских способностей;
• развитие творческих способностей;
• овладение практическими умениями и навыками;
• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
• содействие в профессиональном самоопределении учащихся;
• формирование умения передавать своп знания другим;
• выявление уровня знаний и умений учащихся.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков: с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности: возможностей материально-технической базы обучения.
Использование на занятиях средств искусства:
• активных форм познавательной деятельности:
• психологических и социологических методов и приемов.
Метод упражнения:
• упражнения;
• «тренинг; » тренировка:
• репетиция. Письменные работы:
• конспект;
• выписки;
• составление тезисов (доклада);
• реферат;
• письменные ответы на вопрос;
• составление аннотации (произведения, статьи);
• составление рецензии (отзыва);
• написание заключения (обобщения, выводов).
Словесные методы обучения:
• лекция;
• объяснение;
• рассказ;
• чтение;
• беседа;
• диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом);
• консультация.
Графические работы:
• составление таблиц, схем, диаграмм, графиком, чертежей;
• составление структурно-логических схем;
• заполнение матриц;
• работа с географическими и историческими картами.
Метод наблюдения:
• запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;
• зарисовка, рисунки;
• запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;
• фото-. кино-, видеосъемка;
• приведение замеров (температуры воздуха: состояния воды, почвы и др.).
Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия:
• опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
• лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;
• эксперименты;
• опытническая работа на участке.
Метод проблемного обучения:
• проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы: указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;
• эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
• объяснение основных понятий, определений, терминов;
• создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрации опыта, использование наглядности);
• самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и от¬бор аргументов, фактов, доказательств;
• самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему;
• поиск ответа с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
• объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;
• самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
• выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);
• выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
• разработки проектов, программ;
• построение гипотез;
• моделирование ситуации;
• создание новых способов решения задачи;
• *создание моделей, конструкций; конструирование игр: конструирование из бумаги;
• радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио- и телепередач, их об¬суждение; создание радио- и телевизионных передач, студий.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
• семинар;
• диспут;
• обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
• конференция;
• чтения (литературные, исторические, научные);
• защита (проекта, программы, реферата);
• олимпиада;
• турнир;
• викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина);
• аукцион знаний;
• мозговая атака;
• брейн-ринг, КВН;
• устный журнал;
• заочное путешествие во времени и пространстве;
• встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы);
• пресс-конференция;
• час вопросов и ответов:
• конкурс;
• смотр знаний и умений;
• эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета);
• познавательные игры;
• рисованные научно-популярные фильмы;
• интеллектуальный марафон.
Психологические и социологические методы и проемы, используемые при проведении занятий:
• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;
• интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);
• педологические тесты;
• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
• психологический театр;
• деловая игра.
• создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);
• разработка сценариев спектаклей, праздников;
• художественное конструирование;
• создание произведений декоративно-прикладного искусства;
• проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

 

Метод игры:

• игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.;
• игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
• игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;
• настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.
Наглядный метод обучения:
• наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
• демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометри¬ческие фигуры, муляжи и т.д.);
• демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.;
• демонстрационные диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.
Развитие познавательной активности воспитанников через формирование основных компетенций.

Компетентностный подход — это одно из оснований обновления образования. Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональные, надпредметные, междисциплинарные, многомерные. Ключевые – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”.
Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией. Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Структура ключевых компетентностей
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- в сфере гражданско-общественной деятельности;
- в сфере социально-трудовой деятельности;
- в бытовой сфере;
- в сфере культурно — досуговой деятельности.
Понимание терминов
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Профессиональные и учебныекомпетентности формируются и проявляются в этих видах деятельности человека.
Социальные(в узком смысле слова) компетентности, характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом другими людьми.
Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются и проявляются в социуме.

Ключевые компетенции

1.Ценностно — смысловые компетенции– компетенции связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.Данные компетенции обеспечиваю механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория школьника и программа его жизнедеятельности в целом.
2.Общекультурные компетенции– познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой культурно-досуговой сфере (например, умение организовать свободное время); опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания .
3.Учебно-познавательные компетенции– совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы методологической и общеучебной деятельности. К данной группе компетенций относятся способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,самооценки. Ученик овладевает креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях). В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4.Информационные компетенции– навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ксерокс и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
5.Коммуникативные компетенции– знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыков работы в группе, коллективе; владение различными социальными ролями; умение представить себя, написать письмо, заявление, анкету, задать вопрос, дискутировать и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе должно быть зафиксировано необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках образовательной программы.
6.Социально — трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; умение разбираться в вопросах экономики и права; знания в области профессионального самоопределения.В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.