Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Мир вокруг нас».

ng

 

  Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в дошкольном образовании. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

          В студии «Светлячок»  на занятиях по объединению «Мир вокруг нас» я активно использую игровую технологию, в частности учебно-дидактические игры, так как считаю их наиболее лучшим средством для достижения поставленной цели на занятии, изучения и закрепления учебного материала.

 

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в дошкольном образовании. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

          В студии «Светлячок»  на занятиях по объединению «Мир вокруг нас» я активно использую игровую технологию, в частности учебно-дидактические игры, так как считаю их наиболее лучшим средством для достижения поставленной цели на занятии, изучения и закрепления учебного материала.

 

ng56

            Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

        На своих занятиях я использую широкий ряд дидактических карточек, картинок, объединенных общей тематикой, плакатов, картинок, маски с изображением тех или иных героев. Не могу не сказать о том, что на каждое занятие объединения «Мир вокруг нас» к детям «приходят» герои сказок и мультфильмов, которым требуется помощь ребят. Это мотивирует ребят к выполнению заданий, изучению нового и повторению ранее изученного материала.

 

ng561

   Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

        В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

  • Назначение дидактических игр:

o развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности)

o   закрепление знаний, приобретённых на уроках.

  • Характерным для каждой учебно — дидактической игры является решение различных дидактических задач:

o   уточнение представлений о предмете или явлений в целом и о его существенных особенностях

o   развитие замечать сходство и различие между ними и т. д.

 

        В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание обучающихся  направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся  не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

          Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

 

wlb

 Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющиеся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. в процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Виды дидактических игр:

o   игры – путешествия;

o   игры – поручения;

o   игры – предположения;

o   игры – загадки;

o   игры – беседы.

 Руководство дидактической игрой всегда осуществляет педагог. Я сама – участник игры. Моя позиция перед детьми открыта. Я ставлю задачу, организую действия, анализирую и оцениваю их результаты.

      Перед игрой я доступно излагаю её сюжет, распределяю роли, ставлю перед детьми познавательную задачу, подготавливаю необходимое оборудование, делаю нужные записи на доске. Если дидактическая игра открыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми обращаю на это внимание.

               В игре в той или иной роли должен участвовать каждый воспитанник студии «Светлячок». Если у доски работает небольшое число обучающихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, педагога.

 

wlb_b

 

 К организации игр для детей предъявляются определённые требования:

o   Игра должна основываться на свободном творчестве си самостоятельности ребёнка.

o   Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление красочным, разнообразным.

o   Обязательный элемент каждой игры — её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

o   В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

              В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий обучающегося к деятельности. В качестве награды за активную работу на занятии я использую жетоны, связанные с темой занятия.

       В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для изучения окружающего мира и развития познавательной активности воспитанников студии «Светлячок».

wlb_b1

 

   С помощью игры у детей старшего дошкольного возраста развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.

           В последние годы всё большее распространение получают игровые технологии обучения, которые способствуют совершенствованию учебно – воспитательного процесса. Необходимость их использования в дошкольном образовании очевидна, поскольку обучение детей начинается с пятилетнего возраста.

      При поступлении в студию»Светлячок» пятилетки, как говорят психологи, оказываются в новой «социальной ситуации развития». Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, ограничено соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет «размыть» грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.

  Рассмотрим один из видов игры, которую я использую на своих занятиях – работа в парах.

 wlb_b199

Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь; контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего, самими участниками игры. В парной игре учащимся обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом; высказываются не тогда, когда вызовет и позовёт педагог, а тогда, когда сами этого захотят. И, как показывает мой опыт, с формированием привычки к коллективной работе нормализуется дисциплина.

            Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, я имею возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем питаю интерес детей, развиваю любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирую умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, я воспитываю активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

 

91

   Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей и помогут педагогам реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

   Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Педагог дополнительно образования

   Крупнова Татьяна Андреевна