РАЗДЕЛ 1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Азбука туризма» ознакомительного уровня предусматривает развитие начальных туристических навыков, знакомство с основами спортивного ориентирования, элементами туризма, походной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что работа в туристском направлении с детьми – это важный способ передачи новому поколению накопленного жизненного опыта и материально-культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно – эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты дистанционного обучения.

Новизна представленной программы заключается в том, что в центре детского творчества она является новой деятельностью, которая включает в себя песни юного туриста.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия туризмом решают важнейшие педагогические задачи: воспитание, обучение, оздоровление, социальная адаптация; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся через воспитательную среду туризма, используя различные методы, формы  и приёмы  в условиях очного и электронного обучения.

Отличительная особенность. Отличительной особенностью программы «Азбука туризма» является то, что программа включает в себя раздел туристического пения, который ранее не был отмечен в ряду других туристических программ.

Адресат программы. Обучение по данной программе будет актуально для детей 8-15 лет. При наборе для обучения формируются группы учащихся, наполняемостью 12-15 человек, пол детей не учитывается.

Данная программа может быть применена для работы с особой категорией детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающие способности и др.), при этом для них разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Программа «Азбука туризма» ознакомительного уровня,  рассчитана на 36 учебных часов. Реализуется в течение 4 месяцев.

Форма обучения – очная, (в случае необходимости заочная, с применением дистанционных технологий).

Режим занятий: общее количество часов – 36 часов, 2 занятия в неделю по 1 учебному часу. Общий объем занятий в неделю составляет 2 часа. Одно занятие равно одному академическому часу (занятие — 45 минут, перемена 15 минут).

Занятия в заочной форме проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность — 30 минут, перерыв — 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса. Группа учащихся постоянного состава. Программа носит деятельностный, поисково-исследовательский характер. Исходя из состава группы, корректируются формы и методы проведения занятий. Основной формой проведения занятий является коллективная форма работы (практические занятия, видео лекции офлайн, видео консультирование, (онлайн) экскурсии, походы, туристические слёты, просмотр и обсуждение обучающих видеофильмов, круглый стол) и индивидуальная (отработка практического задания) форма работы.

Цель программы. Привлечение подростков к познанию основ спортивного и пешеходного туризма.

Задачи программы.

Образовательные:

-ознакомление детей с начальной ступенью туризма, с культурным развитием Краснодарского края и его природой;

-привлечение к познанию спортивного и пешеходного туризма;

-формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами.

Личностные:

-развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание учащихся;

-укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников.

Метапредметные:

-воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;

-воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

-развивать навык использования социальных сетей в образовательных целях.

 

 

 

 

Учебный план

№ п/п Название разделов и  тем Всего Теория Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

Входное тестирование

2

Туристское снаряжение

3

2

1

Педагогическое наблюдение

3

Ориентирование на местности

3

1

2

Опрос, зачет

4

Походы

4

1

3

Педагогическое наблюдение

5

Туристские игры

6

1

5

Фотоотчет

6

Основы медико-санитарной подготовки

4

1

3

Тестирование

7

Организация туристского быта в полевых условиях

4

1

3

Фотоотчет

8

Песни юного туриста

4

1

3

Педагогическое наблюдение

9

Обеспечение безопасности

5

2

3

Педагогическое наблюдение

Тестирование

10

Итоговое занятие

1

1

Итоговое тестирование

Итого:

36

11

25

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Вводное занятие.

Теория.

История развития туризма. Виды туризма.

Практика.

Поход «Давайте познакомимся».

2.Туристское снаряжение.  

Теория.

Одежда туриста в разные времена года, требования к ней. Личное снаряжение.

Групповое снаряжение: палатка, компас, походная посуда, спички, аптечка, спортивный инвентарь.

Практика.

Игровая программа «Собираемся в поход».

Ориентирование на местности.

Теория.

Первоначальные знания начинающего туриста. Понятие горизонта.

Практика.

Определение сторон горизонта по солнцу и по местным признакам.

Ориентирование на местности.

3. Походы.

Теория.

Подготовка к походам.

Практика.

Самостоятельное составление списка необходимых вещей.

Режим походного дня.

Разведение лагеря.

4. Туристские игры.

Теория.

Знакомство с туристскими играми.

Практика.

Игра «Походная кухня».

Туристический квест «По следам и приметам».

Игры «Маскировка», «Наблюдатели».

Познавательная игровая программа «Мы в походе».

Игры  «На привале», «Следопыты».

5. Основы медико-санитарной подготовки.

Теория.

Личная гигиена туриста.

Практика.

Профилактика заболеваний и травм в походах и на занятиях.

Оказание первой доврачебной помощи.

Походная медицинская аптечка.

6. Организация туристского быта в полевых условиях.

Теория.

Снаряжение для похода: групповое, личное.

Практика.

Установка туристической палатки.

Питание в походе.

Отработка навыка разведения и ликвидации туристического костра.

7. Песни юного туриста.

Теория.

Знакомство с туристическими песнями. Значение туристических песен в походе.

Практика.

Прослушивание и обсуждение песни Валерия Уланова «Медвежонок» (в записи).

Прослушивание и обсуждение песни Юрия Визбора «Люди идут по свету» (в записи).

Разучивание и исполнение песни «Вместе весело шагать».

8. Обеспечение безопасности.

Теория.

Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях.

Правила безопасности поведения в экстремальных ситуациях.

Практика.

Отработка полученных навыков безопасности в спортивных походах и экскурсиях.

Отработка полученных навыков безопасности поведения в экстремальных ситуациях.

Тестирование «Правила безопасного поведения в походах».

9. Итоговое занятие.

Практика.

Итоговое тестирование.

Планируемые результаты.

Образовательные:

- учащиеся познакомятся с начальной ступенью туризма;

- будет сформирован интерес к познанию спортивного и пешеходного туризма;

Личностные:

- продолжится формирование эстетического восприятия окружающей среды, экологического воспитания учащихся;

- продолжится укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников.

Метапредметные:

- будет сформирована привычка к систематическим занятиям туризмом и необходимым гигиеническим навыкам и умениям;

- продолжится воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

 

 

РАЗДЕЛ 2
КОПМЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

Календарный учебный график


Год обучения: с 1 сентября  2020г. по 31 декабря 2020г.

Учебных недель -13.

 

п/п

Дата план

Тема занятий

Кол-во

часов

Форма занятий

Место проведения

Форма контроля

 

 

Вводное занятие.

2

 

 

1

01.09

История развития туризма. Виды туризма

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Входное тестирование

2

03.09

Поход «Давайте познакомимся»

1

Экскурсия

Нижний парк

Фотоотчет, опрос

Туристское снаряжение

3

3

08.09

Одежда туриста в разные времена года, требования к ней. Личное снаряжение.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

4

10.09

Групповое снаряжение: палатка, компас, походная посуда, спички, аптечка, спортивный инвентарь.

1

Беседа

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

5

15.09

Игровая программа «Собираемся в поход».

1

Занятие-игра

ЦДТ

Фотоотчет

Ориентирование на местности

3

6

17.09

Первоначальные знания начинающего туриста. Понятие горизонта.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Опрос

7

22.09

Определение сторон горизонта по солнцу и по местным признакам.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

8

24.09

Ориентирование на местности.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

 

Походы

4

 

 

9

29.09

Подготовка к походам.

1

Занятие-игра

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

10

01.10

Самостоятельное составление списка необходимых вещей.

1

Мозговой штурм

ЦДТ

Готовые работы

11

06.10

Режим походного дня.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Коллективная работа

12

08.10

Разведение лагеря.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

Туристские игры

6

 

 

13

13.10

Знакомство с  туристскими играми

1

Традиционное занятие

 

ЦДТ

Опрос

14

15.10

Игра «Походная кухня»

 

1

Занятие-игра

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

15

20.10

Туристический квест «По следам и приметам».

1

Занятие-игра

ЦДТ

Фотоотчет

16

22.10

Игры «Маскировка», «Наблюдатели».

1

Занятие-игра

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

17

27.10

Познавательная игровая программа «Мы в походе»

1

Занятие-игра

ЦДТ

Фотоотчет

18

29.10

Игры «На привале», «Следопыты»

1

Занятие-игра

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

 

Основы медико-санитарной подготовки

 

4

 

 

19

03.11

Личная гигиена туриста.

1

Беседа

ЦДТ

Тестирование

20

05.11

Профилактика заболеваний и травм в походах и на занятиях.

1

Традиционное занятие

 

ЦДТ

Опрос

21

10.11

Оказание первой доврачебной помощи

1

Практическое занятие

ЦДТ

Опрос

22

12.11

Походная медицинская аптечка.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

 

Организация туристского быта в полевых условиях

4

 

 

23

17.11

Снаряжение для похода: групповое, личное.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

24

19.11

Установка туристической палатки.

1

Экскурсия

Нижний парк

Фотоотчет

25

24.11

Питание в походе.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Опрос

26

26.11

Отработка навыка разведения и ликвидации туристического костра.

1

Экскурсия по местности

Нижний парк

Фотоотчет

Песни юного туриста

4

27

01.12

Знакомство с туристическими песнями. Значение туристических песен в походе.

1

Беседа

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

28

03.12

Прослушивание и обсуждение песни Валерия Уланова «Медвежонок» (в записи).

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

29

08.12

Прослушивание и обсуждение песни Юрия Визбора «Люди идут по свету» (в записи).

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

30

10.12

Разучивание и исполнение песни «Вместе весело шагать».

1

Занятие-посиделки

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

Обеспечение  безопасности

5

31

15.12

Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях.

1

Презентация

ЦДТ

Опрос

32

17.12

Правила безопасности поведения в экстремальных ситуациях.

1

Просмотр и обсуждение обучающего видео

ЦДТ

Тестирование

33

22.12

Отработка полученных навыков безопасности в спортивных походах и экскурсиях.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

34

24.12

Отработка полученных навыков безопасности поведения в экстремальных ситуациях.

 

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое

наблюдение

35

29.12

Тестирование «Правила безопасного поведения в походах»

1

Занятие-тестирование

ЦДТ

Тестирование

Итоговое занятие

1

 

 

36

31.12

Итоговое тестирование

1

Итоговое занятие

ЦДТ

Диагностика

 

Условия реализации программы.

Материально – техническое обеспечение кабинета:

- стол рабочий;

- стулья;

- доска аудиторная;

- проектор;

- экран.

- фотоаппарат;

- ноутбук.

Материально – техническое обеспечение для учащихся:

- простые карандаши;

- цветные карандаши;

- ластик;

- бумага формата А 4;

- ручки;

- тетради;

- линейка.

Туристское оборудование и снаряжение:

Групповое

- карабины;

- палатка (одноместная);

- рюкзак туристический;

- веревки;

- медицинская аптечка.

Костровое:

- 1 котелок;

- поварешка;

- фляжка для питьевой воды;

Комплект для спортивного ориентирования:

- компас;

- фонарик;

- часы;

Личное снаряжение:

- рюкзак туристический;

- спальник;

- одежда;

- обувь;

- посуда.

Спортивный инвентарь:

- мяч волейбольный;

- скакалки;

- секундомер.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий профессиональному стандарту.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах

- журнал посещаемости;

- конкурсы;

- фотографии;

- материал опросников и тестирования.

 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-аналитический материал,

- диагностика;

- справки по итогам проведенных мероприятий.

Оценочные материалы

Для отслеживания результатов используются следующие методики:

-педагогическое наблюдение;

-перечень вопросов для проверки знаний после окончания обучения по программе «Азбука туризма» (Приложение №1).

Методы обучения:

- словесный (лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация);

- практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний);

- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения; тренинг; тренировка);

- метод наблюдения (запись наблюдений (зарисовка, рисунки, фото-видео съемка; проведение замеров);

- метод игры (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра).

Формы организации учебного занятия:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;

- практические занятия;

- походы;

- игры;

- конкурсы;

- опросники;

- наблюдения;

- экскурсии.

 

Алгоритм учебного занятия:

1 этап — организационный.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап — проверочный.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап — основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действии.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап — итоговый.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап — рефлексивный.

Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап — информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Куликов B.M., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. 2001 г. — 72 с, илл. Изд. второе, дополненное

2. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 2002 г.

3. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 2003 г.

4. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006 г.

5. Программа «Юные инструкторы туризма» для систем дополнительного

образования детей. МО РФ Москва ЦДЮТиК 2002г.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1996

7. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. — М., Знание, 2007

8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. — М., Профиздат, 2009

9. Ю.Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа

безопасности». — М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.

 Интернет – ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/  Википедия: свободная энциклопедия.

2. https://pedsovet.org    Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет.

3. https://portalobrazovaniya.ru/  Российский общеобразовательный портал.

4. http://www.maam.ru Образовательный портал  Маам.ру

5.  https://www.youtube.com/channel/UCU_6yyPwm4albLpDO-yWXCQ   Ютуб детям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Перечень вопросов

для проверки знаний после окончания

обучения по программе «Азбука туризма»

1. Понятие о туризме. Какие вы знаете виды туризма?

2. Назовите возможные опасности в походе.

3. Общие гигиенические требования в походе.

4. Назовите назначение и состав медицинской походной аптечки.

5. Правила оказания первой помощи при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях.

6. Назовите признаки отморожения и правила оказания доврачебной помощи.

7. Как избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов?

8. Правила оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе.

9. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран.

10. Как остановить кровотечение из раны?

11. Назовите признаки ушибов, растяжений и правила оказания первой помощи.

12. Что входит в перечень личного снаряжения? Требования к одежде и обуви.

13. Перечислите, что входит в групповое снаряжение.

14. Как правильно уложить вещи в рюкзак и обеспечить его влагонепроницаемость?

15. Порядок установки палаток различных типов и размещение в них вещей, предохранение палаток от намокания.

16. Правила поведение в лесу и на водоёмах.

17.Наблюдения в походе. Признаки изменения погоды.

 

Приложение № 2

Туристские игры

Игры на местности очень популярны у детей. Они укрепляют здоровье, воспитывают инициативу, наблюдательность, внимание, зрительную память, находчивость, решительность в действиях. Игры учат умению ориентироваться на местности по солнцу, компасу, маскироваться, ползать по-пластунски, «читать» следы и дорожные знаки, знать приемы сигнализации.

Начинать надо с простых игр, а затем переходить к более сложным. Обычно игры проходят в виде соревнования между отдельными игроками или небольшими группами. Для коллективных игр характерна всё время меняющаяся ситуация, требующая быстроты реакции.

Для проведения игр нужно хорошо подготовиться. Очень важна предварительная подготовка. Нужен разнообразный инвентарь: щиты, флажки, палатки, компасы и т.д.

«Эстафета «Рюкзачок бежит по кругу»

Ведущий подает сигнал, по которому дети начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с водящим начинают счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается. Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.

Подвижная игра «Найди свой рюкзачок»

Участники игры по сигналу разбегаются по полянке, услышав второй сигнал, быстро возвращаются к своему рюкзачку и берут его в руки. Игра повторяется 2-3 раза. Отмечаются дети, быстро нашедшие свои рюкзачки.

«Отгадай»

На туристический слет съехались разные туристы: пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т.д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и имитируют действия своих героев согласно принятой роли. Судья (водящий) должен узнать, какие туристы приехали на слет. Игрок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.

«Ориентирование без карты»

Играющие разбиваются на две группы. В каждой группе игроки делятся на пары. Руководитель предлагает первой паре определить стороны света по деревьям, другая пара определяет по солнцу, третья — по часам, четвертая — по компасу, пятая — по пням и т.д. Для каждой группы задания даются одинаковые, но каждая новая пара определяет стороны света с нового места. Кто правильнее и быстрее выполнит задание, тот получает очко. Выигрывает та группа, пары которой в сумме наберут больше очков.

«Соревнование топографов»

Для многих игр важно уметь читать карту, быстро и правильно определять стороны горизонта. Эта игра готовится заранее. На середине большой поляны или футбольного поля ставится щит с буквой «А». От него по сторонам света (промежуточные стороны горизонта) на различных расстояниях ставят пять-шесть щитов с другими буквами. Первоначально в игре участвует столько ребят, сколько щитов расставлено по кругу. У каждого компас. По сигналу руководителя участники игры, стоя в центре, определяют последовательно стороны горизонта, а затем шагами меряют расстояния до щитов.

Игра «Шагомер».

Перед каждой командой руководитель ставит кегли на некотором расстоянии от направляющего. Направляющий должен сказать, сколько шагов до кегли. Затем каждый направляющий выполняет шаги-мерки до кегли. Кто оказался прав, тот приносит команде одно очко. Затем кеглю переставляют дальше или ближе и игру продолжают следующие участники.

Игры и задания по ходу движения, игры-упражнения на увеличение интенсивности двигательной активности.

«Ниточка-иголочка»

Дети идут (бегут) в колонне по одному за педагогом и по сигналу выполняют разнообразные задания: бег змейкой между деревьями, ходьба и бег по бревну, прыжки с пенька, подлезание под ветки и т.п.

«Зеркало»

Идя по маршруту, рукаводитель молча выполняет те или иные движения — дети их копируют (разные положения рук, прыжки с продвижением вперед, разные виды ходьбы и пр.).

«Смена направляющих»

Дети движутся в колонне по одному. Рукаводитель называет имя ребенка, который должен бегом занять место направляющего.

«Воротца»

Дети становятся парами и идут в обход зала (площадки), держась за руки. На сигнал педагога «Стоп!» все останавливаются и поднимают руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами до конца колонны и встает последней, говоря: «Готово!». Дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала педагога.

«Замкнутый круг»

По сигналу педагога (хлопок, свисток) направляющий, а за ним и вся колонна догоняют замыкающего и продолжают движение до тех пор, пока не окажутся на своем месте.

«Следопыты»

Дети самостоятельно, ориентируясь по заранее разложенным указателям (флажкам, ленточкам, стрелкам), должны найти дорогу на поляну. Направляющие меняются по сигналу педагога.

«Внимание»: встать в колонне и запомнить свой порядковый номер. Педагог называет порядковый номер, ученик приседает. Когда все окажутся в приседе, педагог продолжает называть порядковые номера, а дети встают.

Игра «Ушки на макушке».

Дети строятся по туристским группам в колонны по одному. Каждый запоминает свой порядковый номер (или походную должность: например, 1 — ответственный за питание, 2 — эколог и т.д). Педагог называет номер (или походную должность), из каждой команды выбегает соответствующий ученик, обегает предмет, лежащий на расстоянии 7 м. и возвращается к своей команде. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко прибежавший вторым — два очка и т.д. Затем педагог называет другой номер (походную должность) — и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая наименьшее количество очков.

Игра «Надежная связка».

Каждая команда строится в колонну по два, пара берется за руки. По сигналу педагога первые пары бегут к мячу, лежащему на расстоянии 7 м. Не расцепляя рук, обегают его и возвращаются к своей команде. Встают в конце колонны. Затем продолжает игру следующая пара. Выигрывает команда, которая первая закончила бег и показала надежность своих «связок».

Игра «Ох, ух, эх».

Команды выстраиваются в шеренги. Первые в шеренгах выполняют прыжок на двух ногах в длину. Место приземления отмечается. Затем прыжок выполняют следующие в шеренгах игроки. Если игрок не допрыгивает до отметки первого, он говорит «ох»; если допрыгнет – «ух»; если перепрыгнет – «эх». Когда все закончат прыжки, подсчитывают, сколько в команде «охов», «ухов», «эхов». Затем игра начинается с другого конца шеренги.

Игра «Вороны – воробьи».

Дети становятся в две шеренги на середине зала спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Если педагог называет «вороны», убегают дети, стоящие в первой шеренге, а «воробьи» стоящие во второй шеренге стараются догнать и осалить их. Те, кого осалили, переходят во вторую шеренгу. Если педагог называет «Воробьи», то убегают дети, стоящие во второй шеренге.

Игры по ориентированию на местности для развития глазомера и наблюдательности.

«Самый наблюдательный»

Взрослый прячет флажок (бейсболку) в лесу на ограниченном участке, затем называет детям один — два признака, указывающих на местонахождение спрятанного предмета (например, раздвоенная береза и пень). Тот, кто первым нашел предмет, должен тихо сообщить об этом ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не обнаружит спрятанный предмет. Победитель получает звание «лучший следопыт группы».

«Кто быстрее»

Для игры необходимо разделить детей на две команды и выбрать командиров. Каждая команда получает задание: как можно быстрее прийти в заданное место по определенному маршруту. Для одной команды он обозначается красными лентами, развешенными на деревьях, в кустах и т.п. Для другой — желтыми. Побеждает команда, которая первой придет к финишу и посчитает ленточки, встретившиеся на пути. Звание самой наблюдательной и быстрой получает команда, которая не свернула с пути и правильно сосчитала все ленточки.

«Север-юг»

Определить в лесу север и юг без компаса. Тот, кто назовет большее количество примет, назначается штурманом в походе. Правильность ответов проверяется по компасу.

«Глазомер»

Нужно определить, сколько шагов до того дерева? Все делают свои предположения, а потом проверяют их. Тот, кто угадает или правильнее других определит расстояние – будет «Меткий глаз».

Игра «Зоркий глаз».

В кругу раскладывается несколько предметов в определенном порядке (например, мяч, кегля, скакалка, шарик). Игрок несколько секунд смотрит на предметы, затем поворачивается спиной к кругу. Два предмета меняют местами. Задача — установить исходное положение предметов. Игра проводится по группам.

 

 

 

 

 

 

АЗБУКА ТУРИЗМА 2020 год