Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

Программа дополнительного образования «Истоки» имеет художественную направленность, так как ориентирована на выявление творческих способностей, поддержку талантливых учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно — эстетическом, нравственном развитии. Программа «Истоки» разработана на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.

Ремесла жителей Кубани являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного мастерства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного мастерства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость промыслов и ремёсел особенно возрастает в наше время. Роспись, плетение, соломка, вышивка, декорирование народными орнаментами предметов обихода вносят в нашу жизнь праздничность и красоту и все больше входят в наш быт как художественные произведения, отвечающие за сохранность исторической связи времен. Народное искусство Кубани соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции.

Актуальность заключается в необходимости осознания ребенком своей принадлежности к определённой культурной среде. Приобщение к истокам родной культуры происходит через познание основ традиционных кубанских ремесел, искусства народа, традиций, обрядов.

Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно – эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения.

Новизна данной программы состоит в том, что она, нося краткосрочный характер, позволяет учащимся познакомиться с основными ремеслами земляков, освоить основные виды работы с различными традиционными материалами кубанских мастеров, а также использование нестандартной формы организации образовательной деятельности (контактная, бесконтактная) с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Педагогической целесообразностью данной программы является необходимость введения в освоение различных видов и техник декоративно — прикладного кубанского мастерства, с учетов возрастных особенностей и интересов современного ребенка. Используя различные методы, формы  и приёмы  в условиях очного и электронного обучения, программа направлена на развитие интереса к кубанским ремеслам у детей.

Отличительной особенностью является знакомство учащихся с основами декоративно — прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия народов Кубани.

Адресат программы.

Обучение по данной программе актуально для учащихся 7-12 лет.

При наборе для обучения формируются одновозрастные группы, наполняемость 12-15 человек, пол учащихся не учитывается. Принимаются все желающие, без предварительной подготовки.

Уровень программы, объем и сроки.

Программа «Истоки» ознакомительного уровня  рассчитана на 36 учебных часов, реализуется в течение 4 месяцев.

Форма обучения – очная, а также заочная, с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: общее количество часов – 36 часов, 2 занятия в неделю по 1 учебному часу. Общий объем занятий в неделю составляет 2 часа. Одно занятие равно одному академическому часу (занятие — 45 минут, перемена 15 минут).

Занятия в заочной форме проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность — 30 минут, перерыв — 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса.

Формируются группы учащихся одного возраста, которые являются основным составом объединения. Состав группы: постоянный.

Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом. Виды занятий: традиционные, интегрированные и практические занятия; творческие  мастерские, игры, праздники, викторины, конкурсы, экскурсии, чат с использованием поддержки картинок, видео лекции офлайн, видео консультирование,  и т.п.

Цель программы:

Создание условий для знакомства учащихся с основами декоративно — прикладного творчества посредством знакомства с разными видами ремесел Кубани.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучить детей основам декоративно-прикладного творчества Кубани, техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями.

Личностные:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.

- способствовать развитию положительных эмоции к творчеству и волевых качеств;

- развивать моторику рук, глазомер.

Метапредметные:

- способствовать обогащению духовности ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Учебный план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в программу.

1

1

Собеседование

2

Основы ремесел

34

2.1

Художественная обработка соломки.

5

1

4

Демонстрация изделий. Выставка.

2.2

Работа с глиной

5

1

4

Аналитическая справка

2.3

Знакомство с древесиной

3

1

2

Демонстрация изделий. Выставка.

2.4

Вязание крючком

8

2

6

Педагогическое наблюдение. Выставка

2.5

Плетение из талаша

6

1

5

Промежуточная диагностика

2.6

Вышивка

7

2

5

Педагогическое наблюдение.

3

Итоговое занятие

1

1

Выставка.

Итого

36

8

28

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана.

1.Введение в программу.

 Теория

Знакомство с программой объединения.

Практика

Входная диагностика.

2. Основы ремёсел. 

2.1.  Художественная обработка соломки.

Теория.

Общие сведения о декоративных свойствах соломы. Виды соломы. Техника первичной обработки сырья.

Практика.

Выбор сюжета кубанского орнамента. Переведение эскиза на фон.

Обведение детали по шаблону, вырезание по контуру.

Наклеивание на деталь соломенных лент, срезание по краю детали лишней соломы.

Наклеивание аппликации на фон. Оформление аппликации.

2.2.  Работа с глиной.

Теория

Традиционные способы ручной лепки из глины. Виды глины, заготовка и хранение.

Практика

Жгутовая техника лепки.

Макитра.

Отминка в готовую форму.

Роспись по глине.

2.3.  Знакомство с древесиной.

Теория.

Общие сведения о декоративных свойствах древесины.

Практика.

Экскурсия в мастерскую ремесленника.

Роспись по дереву.

2.4.  Вязание крючком.

Теория.

Вязание в быту казаков.  Основные приёмы вязания крючком.

Знакомство со схемой. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

Практика.

Подготовка тканевой ленты.

Круглые  сидушки для стульев из тканевых лент.

Декоративное оформление сидушки.

Вязание дорожек — ковриков столбиками без накида.

Оформление ковровых дорожек.

Экскурсия в музей. Убранство казачьей хаты.

2.5.  Плетение из талаша.  

Теория.

Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера.

Практика.

Основы спирального плетения. Плетение подставки под горячее из талаша. Оформление изделия.

Простая куколка «На счастье».

Декорирование куколки.

Экскурсия в парк «Растения для казачьих ремесел».

2.6.  Вышивка.

Теория.

Вышивальное искусство Руси. Выбор основы. Техника вышивания крестом. Техника простого и болгарского креста. Орнаменты народной вышивки.

Практика.

Способы крепления нитей. Простой крест.

Болгарский крест.

Рисовый шов. Выбор орнамента, разметка ткани.

Вышивание рушничка.

Оформление изделия.

3. Итоговое занятие.

Выставка.

Планируемые результаты и способы определения их результативности.

Образовательные:

- учащихся знакомы с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- владеют основами традиционных для Кубани техник работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Личностные:

- формируются природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазия, наблюдательность;

- развиты положительные эмоции к творчеству,

- формируется  моторика рук и глазомер.

Метапредметные:

- обогащена духовность ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения;

- развита потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

                     Календарный учебный график

Дата начала – 01.09.2020

Количество учебных часов – 36.

п/ п

Дата

Тема занятия

Колво часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Введение в программу.

Знакомство с программой объединения. Входная диагностика.

1

Вводное занятие

ЦДТ

Диагностика

2. Основы ремесел

              2.1. Художественная обработка соломки

2

Общие сведения о декоративных свойствах соломы. Виды соломы. Техника первичной обработки сырья.

1

Беседа.

Презентация.

ЦДТ

Фронтальная беседа

3

Выбор сюжета кубанского орнамента.          Переведение эскиза на фон.

1

Практическое занятие.

Презентация.

ЦДТ

Опрос

4

Обведение детали по шаблону, вырезание по контуру.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

5

Наклеивание на деталь соломенных лент, срезание по краю детали лишней соломы.

1

Практическое занятие.

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

6

Наклеивание аппликации на фон.          Оформление аппликации.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Мини-выставка

             2.2. Работа с глиной.

7

Традиционные способы ручной лепки из глины.

Виды глины, заготовка и хранение.

1

Презентация.

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

8

 Жгутовая техника лепки.

 

1

Мастер-класс

ЦДТ

Анализ

9

 Макитра.

1

Презентация

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

10

 

Отминка в готовую форму

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

11

 

Роспись по глине.

1

Беседа.

Традиционное занятие

ЦДТ

Демонстрация и анализ изделий

2.3. Знакомство с древесиной.

12

 

Общие сведения о декоративных свойствах древесины.

1

Беседа

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

13

 

Экскурсия в мастерскую ремесленника.

1

Экскурсия

Мастерская

Маршрутный лист экскурсии, фотоотчет

14

 

Роспись по дереву.

1

Мастер-класс

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

             2.4. Вязание крючком

15

 Вязание в быту казаков. Основные приёмы вязания крючком.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

16

 

Знакомство со схемой. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

1

Занятие — игра

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

17

 

Подготовка тканевой ленты.

1

Презентация

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

18

 Круглые сидушки для стульев из тканевых лент.

1

Занятие -путешествие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение.

19

 

Декоративное оформление сидушки.

1

Презентация

ЦДТ

Демонстрация изделий

20

 Вязание дорожек-ковриков столбиками без накида.

1

Беседа.

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

21

 

Оформление         ковровых дорожек.

1

Презентация Занятие — игра

ЦДТ

Анализ

22

 Экскурсия в музей. Убранство казачьей хаты.

1

Экскурсия

Музей

фотоотчет

 

              2.5. Плетение из талаша.

23

Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера.

1

Презентация

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

24

Основы спирального плетения. Плетение подставки под горячее из талаша.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

25

Оформление изделия.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Анализ работы

26

Простая куколка

«На счастье».

1

Беседа.

Занятие — игра

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

27

Декорирование куколки.

1

Презентация.

ЦДТ

Анализ работ

28

Экскурсия в парк «Растения для казачьих ремесел».

1

Экскурсия

Парк

Маршрутный

лист, фотоотчет

        2.6. Вышивка.

29

Вышивальное искусство Руси. Выбор основы. Техника вышивания крестом.

1

Презентация.

Мастер-класс.

ЦДТ

Демонстрация изделий

30

Техника простого и болгарского креста.

Способы крепления нитей

1

Практическое занятие

ЦДТ

Демонстрация и анализ работ

31

Орнаменты народной вышивки. Простой крест.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

32

Болгарский крест.

1

Мастер-класс.

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

33

Рисовый шов. Выбор орнамента, разметка ткани.

1

Традиционное занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

34

Вышивание рушничка.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

35

Оформление изделия.

1

Практическое занятие

ЦДТ

Выставка

            3. Итоговое занятие.

36

Итоговое занятие.

Выставка.

1

Итоговая диагностика

ЦДТ

Результаты диагностики

 

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение: наличие учебного помещения для проведения занятий; наглядных пособий, презентаций, образцов изделий, технических средств обучения.

Перечень оборудования:  мультимедийный проектор, переносной экран, компьютер, наличие сети интернет, приложение WhatsApp.

Информационное обеспечение:  В учреждении имеется самостоятельно приготовленный педагогами информационный дидактический материал для проведения занятий, проверки и закрепления знаний по программе.

Интернет – ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/  Википедия: свободная энциклопедия.

2. https://pedsovet.org    Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет.

3. https://portalobrazovaniya.ru/  Российский общеобразовательный портал.

4. http://www.maam.ru Образовательный портал  Маам.ру

5.  https://www.youtube.com/channel/UCU_6yyPwm4albLpDO-yWXCQ   Ютуб детям

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, соответствующий профессиональному стандарту.

 

 

Формы аттестации.

С целью отслеживания результативности и эффективности работы объединения «Истоки», развития качеств личности учащихся применяется промежуточная и итоговая диагностика.

Для оценки эффективности проводимых занятий используются анализ степени выполнения практических занятий в рамках программы, выполнение творческих проектов, демонстрация готовых изделий, участие в конкурсах. Основный принцип контроля – сравнение результатов учащегося с его собственными, предыдущими результатами от темы к теме.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- диагностика – промежуточная, итоговая;

- аналитические справки;

- грамоты;

- педагогическое наблюдение.

Формы предъявления образовательных результатов.

Диагностика, аналитический материал и справки по итогам проведенных познавательных викторин, конкурсов, воспитательных массовых мероприятий, выставки готовых изделий.

Оценочные материалы.

Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой.

Методические материалы.

Используемые методы  обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,         частично-поисковый,  игровой, словесный.

Методы воспитания:            убеждение,         поощрение,           стимулирование.

Технологии:        технология группового обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения, технология дифференцирования, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология, технология игровой деятельности.

Формы организации учебного занятия:

презентация; мастер-класс, традиционные занятия; игра – путешествие; викторина; экскурсия; практическое занятие.

Дидактический   материал:

плакаты; презентации; специальная литература.

Алгоритм  учебного  занятия.

           В целом, учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного (если было задано творческое задание на дом), подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности   учащихся:  восприятие   -   осмысление   -   запоминание  применение — обобщение систематизация.

1этап — организационный.

Задача: подготовка учащихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan — проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего творческого задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.  III этап -  подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап   - основной.   В   качестве основного   этапа могут  выступать следующие:

1   Усвоение новых знаний и способов действии.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.

2. Первичная   проверка   понимания  

 Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция. Применяют  пробные  практические задания, которые   сочетаются  с объяснением    соответствующих правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действий.     Применяются    тренировочные упражнения, задания, выполняемые учащимися самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V        этап – контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI     этап   - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII            этап   - рефлексивный. Задача: мобилизация учащихся на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII         этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.:2001

2. Кондратьева В. « Кружева из талаша» г. Краснодар, 2005 г.

3. Мосякин В.Н. «Самоучитель вязания крючком» КОРОНА принт, 2013

4. Наниашвили И. Н. Редактор: Скляр С. С. Издательство: Клуб семейного досуга, 2010 г.

Литература для учащихся:

1. Калинич М. «Рукоделие для учащихся» 2003г

2. Лорт С. «Энциклопедия вышивания крестом» 2005г

Дополнительная литература:

1. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. – Ростов-на-Дону, 2001.

2. Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М: Культура и традиции,  2002.

3. Гусакова М.А.  Аппликация. — М., 2007.

4. Черныш И.В.  Поделки из природного материала.   – М.: АСТПРЕСС, 2000.

5. Кондратьева В. «Кружева из талаша» г.Краснодар 2005г

Интернет ресурсы:

1. http://открытыйурок.рф/статьи/585367/

2. Лозоплетение     http://tmasterskay.blogspot.com/2015/03/3.html

3. Плетение из талаша (кукурузных листьев) https://delaemrukami.info/topics/pletenie-iz-talasha-kukuruznyh-listev/

4. Техника плетения из листьев кукурузного початка http://m.moldovenii.md/ru/section/392/content/885